БЛУД И ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ [1]
Священник-профессор Глеб Каледа
С величайшей скорбью приходится приступать
к следующим страницам: в очерках, рассчитанных на крещеных, на верующих,
на членов Церкви этих страниц по существу не должно было быть. Апостол
Павел пишет: "А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже
именоваться у вас" (Еф 5:3, см. также 1 Кор 6:9-10). Однако разврат
окружающего мира сего настолько притупил нравственное чувство ("худые
сообщества развращают добрые нравы", - 1 Кор 15:33), что даже у воспитанных
в православной вере (даже у них!) появились добрачные связи и разводы.
Тот, кто не вступил в брак, кто тверд в своем брачном союзе, кого
не смущают помыслы внебрачного прелюбодеяния и кто не несет крест
пастырского служения, - тем лучше этот очерк не читать.
Священник Александр Ельчанинов в своих
записках отмечает (и это наблюдение подтверждают другие пастыри),
что мужчины часто не каются в грехе случайного похотливого прелюбодеяния,
считая его малосущественным; они признаются в нем лишь при прямом
вопросе исповедующего. Он вспоминает даже одну жену, говорившую уезжавшему
в командировку мужу: "Если тебе будет очень нужно, то ты можешь там
кем-нибудь воспользоваться, - я не возражаю и ревновать не буду. Мне
важно, чтобы твоя жизнь в целом принадлежала мне". И это говорила
женщина, в какой-то степени верующая, своему в какой-то мере верующему
мужу. Полное непонимание Евангельских заповедей, святоотеческих наставлений,
духа церковного и даже заповедей Моисеевых!
Что можно сказать против такого греха?
Приведем лишь высказывания святых Отцов и слова Священного Писания.
1. "Вы слышали, что сказано древним:
не прелюбодействуй [2]. А Я говорю
вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал
с нею в сердце своем" (Мф 5:27-28).
2. "...блуд и всякая нечистота и любостяжание
не должны даже именоваться у вас, как прилично святым <...> знайте,
что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть
идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да
не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на
сынов противления" (Еф 5:3~6).
3. "Не должно быть блудницы из дочерей
Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых" (Втор 23:17).
4. "Бегайте блуда; всякий грех, какой
делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного
тела" (1 Кор 6:18). "Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?
Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы?
Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится
одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть" (1 Кор 6:15-16).
5. "Не знаете ли, что тела ваши суть
храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы
не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою" (1 Кор 6:19-20). Как оскверню
храм сей блудодеянием?
6. "Пекись о теле своем, как о храме
Божием, - пекись, как имеющий воскреснуть и дать ответ Богу; бойся
Бога как имеющий дать отчет Ему во всем, что наделал; когда тело твое
получает рану, заботишься ты уврачевать его, так пекись, чтобы оно
явилось чистым и в воскресение" (Авва Исаий, f370 г.) [3]
7. "Если предающийся блуду прежде брака
осуждается и наказывается <...> то тем более - после брака. Ибо здесь
бывает двойное и тройное преступление <...> это тяжелее всякого греха
[4].
Раскроем смысл слов великого учителя
Церкви свт. Иоанна Златоуста. Здесь - грех против собственного тела
и нарушение седьмой заповеди "не прелюбодействуй". Здесь - нарушение
и восьмой заповеди, гласящей: "не кради", ибо "...тело твое, - как
говорит Златоуст, - есть ее (жены) собственность и собственность драгоценнейшая
всякого имущества. Не обижай же ее в важнейшем предмете и не наноси
ей смертельной раны. Но, если презираешь ее, то побойся Бога, мстителя
за такие дела, Который угрожает невыносимыми страданиями за такие
грехи" [5]. Здесь - нарушение девятой
заповеди - "не лжесвидетельствуй", ибо прелюбодей обычно лжесвидетельствует
о себе своему супругу или супруге - большинство разводов начинается
со лжи в отношениях между супругами. Здесь часто нарушение и десятой
заповеди, гласящей: "не желай жены ближнего твоего, и не желай дома
ближнего твоего <...> ни всего, что есть у ближнего твоего" [6].
8. Свт. Иоанн Златоуст восклицает: "...нет
подлинно ничего постыднее человека, который блудодей-ствует после
брака" [7].
9. "Мед источают уста чужой жены, и
мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры,
как меч обоюдоострый" (Притч 5:3-4).
Внебрачные связи разлагают супружескую
любовь, разрушают семьи, лишают детей одного из родителей, растлевают
тела и души.
10. "Я писал вам в послании - не сообщаться
с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами,
или хищниками, или идолослу-жителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти
из мира сего. Но писал я вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом,
остается блудником <...> с таким даже и не есть вместе" (1 Кор 5:9-11).
11. "Подумай же, что <...> жена терпит
<...> когда слышит от кого-нибудь или только подозревает, что ты предался
блудной женщине. Представляя это, не только избегай прелюбодействий,
но не подавай повода и к подозрению; а если жена будет подозревать
несправедливо, то успокой ее и разуверь. Не по вражде и гордости она
делает это, но по заботливости" [8].
12. "От целомудрия рождается любовь,
а от любви бесчисленное множество благ. И так считай всех женщин как
бы каменными, зная, что если ты после брака посмотришь похотливыми
глазами на другую женщину <...> делаешься виновником в грехе прелюбодеяния
<...> и если увидишь, что в тебе возбуждается похоть к другой женщине
и затем жена твоя от этого кажется тебе неприятною, то войди во внутреннюю
комнату и, раскрыв эту книгу, взяв в посредники Павла и непрестанно
повторяя эти слова, погаси пламень. Таким образом и жена будет для
тебя вожделенною; потому что такое пожелание не станет истреблять
твоего благорасположения к ней... [9].
13. "Но, во избежание блуда, каждый
имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное
благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим
телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не
уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения
в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас
сатана невоздержанием вашим" (1 Кор 7:2-5).
14. "Брак у всех да будет честен и ложе
непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог" (Евр 13:4).
15. "Тщательно соблюдая эти слова (то
есть слова 1 Кор 7:2-4. - Авт.) и на площади и дома, и днем, и вечером,
и за столом, и на ложе, и везде будем и сами стараться, и жен научать
и нам говорить так, чтобы целомудренно прожить настоящую жизнь, сподобиться
нам и царствия небесного благодатию и человеколюбием Господа нашего
Иисуса Христа, через Которого и с Которым Отцу вместе со Святым Духом
слава во веки веков. Аминь [10].
* *
*
Ни за кого так не тяжело молиться, как
за впавших в блуд и прелюбодеяние.
Отречение от Христа и блуд с прелюбодеянием
ставят стену между человеком и Богом, через которую трудно возносить
молитву близким и любящим, и даже священникам. Как отречение от Сына
Человеческого приводит к отпадению от Церкви, так и блуд, если он
не растворяется глубочайшим смирением и покаянием, приводит к потере
веры. Мы это знаем и на примере мирян, и на примере священников, некоторые
из которых, соблудив, лишались сана (по 25-му Правилу святых апостолов
и 3-му Правилу Василия Великого) и становились штатными воинствующими
безбожниками. Их узнавали по бегающим блудливым глазам.
Только смирение и глубочайшее покаяние
могут вернуть отрекшихся от Христа и блудников к Богу, подобно отрекшемуся
от Христа ап. Петру, который "выйдя вон, плакал горько" (Мф 26:75).
Отречение может быть импульсивным, как
у ап. Петра, мгновенным. Блуд же, чтобы быть совершенным, требует
времени, некоторой рассчетливости, приготовления. Он не может быть
грехом невольным, подобно вспышке гнева или сорвавшемуся резкому слову
- он всегда грех вольный. Даже убийство может быть невольным, а у
блудников всегда есть время опомниться и спросить себя: "А что я собираюсь
делать?" и отойти от греха в теле, совершив его только в сердце своем.
Блуд ужасен явной сознательностью совершаемого преступления.
Блудник хуже блудницы, подобно тому
как алкоголичка хуже алкоголика - она практически почти неизлечима,
а алкоголика, если он очень хочет, можно вылечить. Блудник гнусен
тем, что он сознательно или бессознательно рассчитывает на свою безнаказанность.
Наше дело не рожать, - насладиться и
бежать", - так в оцензуренном виде звучала одна из солдатских
заповедей". Женщина, а тем более девушка
всегда рискует. Законченные блудники, как показывает опыт войны, в
бою обычно трусы.
Мы знаем покаявшихся блудниц, ставших
святыми, и великою святою почитаем Марию Египетскую. Священникам и
старейшинам иудейского народа Иисус Христос сказал: "говорю вам, что
мытари и блудницы впереди вас идут в Царствие Божие", но Он не сказал
блудники.
Среди мужчин неизвестны извалявшиеся
в блуде и ставшие святыми; среди них Марии Египетской нет.
Однако на протяжении веков нравы общества
потворствовали мужчинам ("быль молодцу не в укор") и осуждали женщин
("гулящая баба") [11]. Против таких
взглядов выступали Отцы Церкви свтт. Василии Великий, Иоанн Златоуст
и многие другие. Первый писал: "Господне изречение, яко не позволительно
раз-решитеся от брака разве словесе любодейного равно приличествует
мужчинам и женам. Но не то в обычае. О женах находим много строгих
изречении [12].
"Не говори мне теперь, - восклицал свт.
Иоанн Златоуст, - о внешних законах, которые жен прелюбодействующих
влекут в судилище и подвергают наказаниям, а мужей, которые имеют
жен и развратничают со служанками, оставляют без наказания; я прочитаю
тебе закон Божий, который равно укоряет и жену и мужа и называет это
дело прелюбодеянием" [13].
Есть, впрочем, и страшные женщины, которые
"на пари" или из мести, или зависти соблазняют чистых юношей и женатых
мужчин. Они встречаются во всех слоях общества и имеют иногда вид
респектабельных дам, увенчанных почетными званиями и степенями.
Тяжело и противно обо всем этом писать,
но надо кричать со страхом и болью в сердце: "Смотрите, ка-ко опасно
ходите!" Грех сидит в нас, грех мира окружает нас, предлагая нам свои
соблазнительные образы. Ад нередко одевается в одежды не только "чувства",
но и эстетической прелести.
Примерами могут служить любимая песня
многих вечеринок "Из-за острова на стрежень", где вначале мотив захватывает
шириной волжских просторов, а текст заканчивается восхвалением Степана
Разина, который всю ночь "провозился" с княжной, а наутро в угоду
товарищам утопил девицу, как ненужный предмет. Еще более обманчиво
и вкрадчиво звучит изумительно музыкальный романс "Мой костер в тумане
светит". Вдумайтесь только в страшное значение слов, одетых в изящную
музыкальную оболочку: "Вспоминай, коли другая, / Друга милого любя,
/ Будет песни петь, играя, / На коленях у тебя...".
Можно привести множество других песен,
мотивов, кинофильмов, новелл, картин и т. д., возбуждающих чувственность,
растлевающих душу и тело... "Сам сатана, - по словам ап. Павла, -
принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители
его принимают вид служителей правды" (2 Кор 11:14-15), - и, добавим
мы, - эстетической утонченности. Вполне закономерно, что под покровом
ночи в любительско-товарищеских группах и "творческих" объединениях
при выездах на лоно природы под аккомпанемент страстной музыки с ее
эстетически-чувственными выкриками и полушепотом молодежь развращается
и разваливаются ранее заключенные браки.
В подобных "товариществах" участие христиан,
членов Церкви, должно быть исключено. Помните слова ап. Павла: "Какое
согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?"
(2 Кор 6:15). Это не значит, что мы против всякого товарищества верующих
с неверующими. Вопрос лишь в том, когда и в чем мы можем и должны
быть с ними, а когда и в чем обязаны выйти из их среды и отделиться
(см. 2 Кор 6:17), памятуя, что "дружба с миром есть вражда против
Бога" (Иак 4:4).
Кажется, никогда в истории мира после
потопа чувство греха не было так глубоко утрачено народами, как в
настоящее время. Много потрудились князья мира сего, чтобы исторгнуть
его из человеческого сознания. Особенно возмущала их всегда седьмая
заповедь. Не случайно во всем мире, в разных странах с различным социально-экономическим
и политическим строем растет преступность. В некоторых странах даже
мужеложество не считается предосудительным поступком и такие связи
охраняются законом.
Живя в условиях развращенного мира,
христианин тем не менее призван к чистоте ("блаженны чистые сердцем,
ибо они Бога узрят", - Мф 5:8); необходимо постоянно поддерживать
в себе сознание и чувство того, где начинается грех, воспитывая в
себе страх перед грехом, ибо грех, особенно плотский, удаляет нас
от Бога.
Живя в миру, надо постоянно помнить,
что христианин призван к "невидимой брани" со грехом, сидящим в нем,
со грехом, обступающим его совне, к борьбе за чистоту и любовь, за
добро, за стяжание Духа Святого, за Царствие Божие, которое, по слову
Спасителя (Лк 17:21), должно быть внутри нас. Каждый христианин должен
осознавать себя воином Христа Бога нашего с грехом, - воином, стяжающим
радость Духа Святого уже здесь, на земле.
Борьбу с плотским грехом американец
Джон Мотт, основатель христианского студенческого движения, назвал
"труднейшей борьбой в жизни студента". Через эту борьбу прошли все
или почти все монашествующие. Ее не избегают и многие вступающие в
брак. Грех, особенно плотский, начинается с помысла, "ибо извнутрь,
из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния,
убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое
око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит
и оскверняет человека" (Мк 7:21-23). Поэтому необходим постоянный
контроль за своими помыслами, особенно за такими коварными, как похоть,
прелюбодеяние и тщеславие.
Христос в Нагорной проповеди учил: "Вы
слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам,
что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал
с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви
его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов
твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну" (Мф 5:27-29).
Всемирно известный психолог В. Джеме
указывал, что будет вполне закономерно, если человек, днями и неделями
предающийся блудным помыслам, пойдет, наконец, в публичный дом [14],
а святой Марк Подвижник писал: "Согрешивши, вини не тело, а мысль;
ибо, если бы не текла мысль, не последовало бы за нею и тело" [15].
Первое азбучное правило борьбы с помыслами
- никакого участия в "сальных" разговорах и анекдотах. Если вам невозможно
их прервать, то ни улыбкой, ничем не одобряйте их - читайте в это
время Иису-сову молитву. Мы знали солдат, которые при каждом нецензурном
ругательстве произносили эту молитву и за все время войны ни разу
нецензурно не ругались. Вести себя необходимо так, чтобы рассказывать
вам подобные анекдоты и сомнительные истории было бы психологически
невозможно, а рассказывать при вас было бы неудобно. Для этого не
надо объявлять себя христианином или что-то говорить, а нужно лишь
иметь в себе внутреннее целомудрие и молитвенную память. Иисусова
молитва в подобных ситуациях не только предохранит вас от нечистоты,
но и саму психическую атмосферу коллектива вокруг вас сделает чище.
Она - оружие в невидимой брани, война Христова за свою чистоту и за
чистоту других. Второе азбучное правило - не ходите даже в старости
на сладострастные фильмы, не участвуйте в товарище ско-любительских
песенных кружках с сомнительным репертуаром, будьте целомудренны в
выборе книг для чтения и т. д. [16].
Обобщая опыт святых Отцов, изложенный
в "Добротолюбии", надо подчеркнуть, что человеческое сознание не может
быть не занятым: оно либо предается пустым помыслам, в том числе и
блудным, либо занято молитвой и трудом, размышлением о горнем.
Для рассматриваемого греха более, чем
для какого-либо другого, справедлива народная пословица: "Лень - мать
всякого греха".
Труд, молитва и взаимная любовь да будут
спутниками вашей жизни и да охранят чистоту и прочность вашего брака.
Примечания
1.Свт.
Григорий Нисский (VI в., брат свт. Василия Великого), в своем Каноническом
послании к Литонию, епископу Мелетинскому, различает блуд и прелюбодеяние:
блудом он называет исполнение похоти, сделанное без обиды другому",
а прелюбодеянием - "навет и обиду чужому союзу". Сей Святитель рекомендует
"некое различие образа покаяния во грехах сладострастия". Это находит
свое отражение и в правилах свт. Василия Великого (ср. Правило 58
и 59). ^
2.Седьмая
заповедь Моисея (Исх 20:14; Втор 5:18). ^
3.Добротолюбие.
Т. I. М„ 1900, с. 344. ^
4.Cв.
Иоанн Златоуст. Беседа на слова: "Но блудодеяния ради койждо свою
жену да имать" (1 Кор 7:2) // Беседы на разные места Священного Писания.
Т. II, с. 479. ^
5.Там
же, с. 474. ^
6.Втор
5:21, см. Исх 20:17. ^
7.Св.
Иоанн Златоуст. Указ. соч, с. 475. ^
8.Св.
Иоанн Златоуст. Указ соч., ее. 475-476. ^
9.Там
же, ее. 474-475. ^
10.Там
же, с. 479. ^
11.Приходится
признать, что за два года, прошедшие со дня кончины о. Глеба, общественное
мнение в области морали все больше смещается к полной аморальности,
прикрываемой модными широким взглядом на вещи" и "терпимостью". Все
чаще и чаще приходится видеть, что среди молодежи, включая и подростков,
целомудрие и чистота осуждаются как что-то позорное. Однако необходимо
помнить, что такие умонастроения создаются и поддерживаются теми,
кто в этом заинтересован, а не формируются в людях как бы сами по
себе. В связи с этим можно вспомнить, что о. Глеб - в полном соответствии
с установлениями древней Церкви - благословлял девиц из числа своих
духовных дочерей быть в храме без платка. На их аккуратные головки,
светящиеся лица радостно было смотреть. Эти девушки совершенно правильно
понимали благословение батюшки как почет, воздаваемый целомудрию.
- Изд. ^
12.Св.
Василия Великого 1 каноническое послание. Правило 9-е // Книга Правил
Святых апостолов, святых соборов Вселенских и поместных и святых отцев.
М., 1911, с. 320. ^
13.Cвm.
Иоанн Златоцст. Беседы на разные места Св. Писания. Т. II, с. 471. ^
14.Джеме
В. Психология. / под ред. Л. А. Покровской. М., 1991. ^
15.Добротолюбие.
Т. I. М„ 1900, с. 531. ^
16.Некоторые
считают, что на их чувственность ничто внешнее не влияет. Возможно,
- но тогда, спрашивается, зачем тратить время на пустые, легкомысленные
вещи, а не использовать его для более полезных занятий. Вспомните
слова ап.Павла: "Все мне позволительно, но не все полезно" (1Кор.
6, 22) ^
Одноименная глава книги:
Профессор, протоиерей Глеб Каледа. Домашняя Церковь.,
М.: Зачатьевски монастырь, 1997